Статья выпускника "ижевской" Бауманки, старшего конструктора "Ижмаша", д. техн. наук, оружейника А. А. Рихтера.
Об авторе этой статьи А. А. Рихтере с большим уважением писал другой наш земляк, Генеральный конструктор М. Т. Калашников в своих "Записки конструктора-оружейника":
"Конструктор, который постоянно доводит свою работу, находящуюся в эксплуатации, до более высокой степени совершенства, имеет возможность раньше других установить необходимость новой разработки и момент, когда он должен заменить старую, исчерпавшую свои возможности. И если благодаря этому он создает конструкцию с новым уровнем возможностей, которая приходит на смену предыдущей работе, то такая преемственность становится полной наградой за постоянные усилия конструктора, направленные на совершенствование своих произведений".
Суждение это принадлежит А. А. Рихтеру, конструктору-оружейнику, немало поработавшему над созданием образцов вместе с известным конструктором авиационного вооружения А. Э. Нудельманом.
Он не раз высказывал их мне в беседе при наших с ним встречах, а концентрированно сформулировал в своей книге "Логика конструкторского мастерства". Проектирование и разработка конструкций с новым уровнем возможностей, преемственность всего лучшего, что заложено в прежних разработках, — это, считаю, важнейшее условие успешной деятельности конструктора, как бы высоко он ни поднимался в своих замыслах".
Идеи, изложенные позже в книге "Логика конструкторского мастерства", А. А. Рихтер высказал в дискуссии, которая развернулась на страницах научно-популярного издания. В 1973 году журнал Техника молодежи" начал разговор, который вызвал очень большой интерес, как молодых читателей популярного издания, так и профессионалов- инженеров и ученых. Речь шла о природе научного и инженерного поиска, о создании нового, о качествах и методах, необходимых каждому исследователю и изобретателю на пути к успеху.
Дискуссию поддержали такие известные ученые как доктора технических наук Н. Синев, В. Казакевич, П. Ощепков (еще один наш земляк, отец отечественной радиолокации). Необычайно популярной стала тогда и статья А. А. Рихтера. Сформулировав парадокс: "Машина — дитя человеческое"*, доктор технических наук, трижды лауреат Государственной премии убедительно показал, насколько любая техническая новинка зависит от наклонностей конструктора: широты или узости его взглядов, его приверженности к новизне или традициям, радикальным решениям или разумным компромиссам, тяготению к сложности или простоте, невнимательности к "мелочам" или стремления к постижению тонкостей.
Читать статью А. А. Рихтера "Машина - дитя человеческое"
Биография А. А. Рихтера
Арон Абрамович Рихтер родился 15 марта 1918 года в Одессе в семье механика-регулировщика гильзовых машин на табачных фабриках. В тяжелейшие времена после революции 1917 года семья Рихтеров сменила много мест проживания. Чтобы прокормить большую семью, его отец постоянно искал работу. Старший Рихтер трудился на табачных фабриках Одессы, Тирасполя, Балты. (Родители Рихтера погибли в годы Великой Отечественной войны во время фашистской оккупации Одессы. При обороне Одессы погиб и его брат Исаак Рихтер.
После окончания в Одессе семилетней школы в 1932 году Арон Рихтер приезжает в Москву и поступает учиться в фабрично-заводское училище Мосэнерго. В 1934 году он продолжил обучение в одном из лучших технических вузов - МВТУ им. Баумана. Рихтер с отличием окончил в 1939 году Бауманское училище и получил диплом инженера-механика. Способный молодой инженер сразу же был принят в аспирантуру МВТУ на кафедру гидравлических машин.
Осенью 1941 года Бауманское училище было эвакуировано в Ижевск, где Рихтер начал совмещать учебу в аспирантуре с работой на Ижевском машиностроительном заводе. После реэвакуации МВТУ в Москву Рихтер остался работать на Ижмашзаводе в должности старшего конструктора. Он принял активное участие в разработке и внедрении в производство гидравлического тормоза для 37-мм авиационной пушки конструкции Нудельмана-Суранова НС-37.
В 1943 году Наркомат оборонной промышленности переводит Рихтера в Москву на должность ведущего конструктора ОКБ-16 А.Э. Нудельмана, занимавшегося созданием авиационных пушек. Вскоре его назначают заместителем главного конструктора ОКБ-16.
Одной из первых его работ в конструкторском бюро Нудельмана стала разработка и внедрение в производство синхронизирующих механизмов и реконструкция 23-мм авиационной пушки конструкции Нудельмана-Суранова НС-23. Конструкторами была выполнена колоссальная работа, чтобы снаряды во время стрельбы не задевали лопасти винта самолета.
Освоение этой первой комплексной работы стало великолепной школой для молодого конструктора. Самолеты-истребители Ла-9 и Ла-11 с пушками НС-23С стали венцом отечественных винтомоторных истребителей. Успешное решение этой беспрецедентной в мировой практике задачи впервые обеспечило создание выдающихся по могуществу артиллерийского вооружения винтомоторных истребителей Ла-9 и Ла-11, оснащенных двигателями воздушного охлаждения. Синхронная пушка НС-23С с доработками Рихтера была принята на вооружение ВВС в 1946 году.
Вскоре Рихтер получил задание на работу над новой скорострельной авиационной пушкой под 23-мм выстрел НС-23 для реактивных самолетов. Эту работу он проводил совместно с главным конструктором ОКБ-16 Нудельманом. Творческий союз ведущих оружейников позволил в кратчайшие сроки создать 23-мм авиационную пушку конструкции Нудельмана-Рихтера НР-23. После ряда войсковых и государственных испытаний пушки НР-23, установленные на самолете-истребителе Ла-15, были приняты на вооружение ВВС.
Пушка НР-23 стала универсальным оружием для всех советских военных самолетов, созданных в 1950-х годах. Так, десять пушек НР-23 устанавливались в подвижных установках (система "Звезда") на самолете-бомбардировщике Ту-4; по четыре пушки на самолетах-бомбардировщиках Ту-14 и Ил-28 (две пушки в неподвижной носовой установке и две пушки в подвижной кормовой установке Ил-6К); по две пушки на самолетах-истребителях Ла-15, МиГ-15бис, МиГ-17, Як-23. Эта пушка стала одним из лидеров среди советского авиационного оружия по массовости производства в послевоенное время. Особое значение эта пушка, смонтированная на советских самолетах-истребителях и бомбардировщиках, имела в ходе корейской войны 1950 - 1953 годов, а также в ряде локальных конфликтов.
Последней советской авиационной пушкой, созданной по т.н. классической схеме, стала 30-мм пушка конструкции Нудельмана-Рихтера НР-30, более чем на сорок лет ставшая одним из основных образцов отечественного артиллерийского вооружения истребителей и истребителей-бомбардировщиков.
В конструкции пушки НР-30 ее создателями был наиболее полно использован весь предыдущий опыт конструирования и технологичности аналогичных образцов. Благодаря оптимизации калибра и ряду эффективных конструктивных решений (в этой пушке впервые применена комбинированная схема автоматики - короткий откат ствола и газоотвод), была обеспечена ее высокая надежность и скорострельность при малой массе.
Пушки НР-30 монтировались на истребителях МиГ-19С, МиГ-21Ф, МиГ-21Ф-13, на истребителях-бомбардировщиках Су-7БМ; Су-17М4. Это оружие, обладая мощной баллистикой и высокой скорострельностью, успешно применялось для стрельбы как по воздушным, так и по наземным целям. Использование различных типов боеприпасов (с бронебойным, фугасным, осколочно-фугасным, фугасно-зажигательным, бронебойно-разрывным, бронебойно-трассирующим, многоэлементным и другими снарядами) позволило ей длительное время успешно конкурировать с более современными авиационными артиллерийскими системами. Так, 1 июля 1960 года пилоту самолета-истребителя МиГ-19 капитану В. Полякову в Заполярье потребовалось произвести только один залп из пушек НР-30 для того, чтобы сбить нарушивший норвежско-советскую границу американский самолет-разведчик RB-47.
В конце 1940-х годов конструкторы-оружейники приложили много усилий для вооружения самолета-бомбардировщика дальней авиации Ту-4, где были смонтированы в пяти башнях 10 пушек НР-23 (по 2 пушки в каждой башне). Одной из задач, стоящих перед конструкторами ОКБ-16, являлось уменьшение влияния воздушного потока на стволы пушек подвижных башен при поперечном в воздушном потоке их положении. Испытания в наземных условиях с имитацией нагрузки от воздушного потока показали некоторое снижение скорострельности. Самолет Ту-4 с этим оружием был принят на вооружение и запущен в серийное производство в 1950 году.
Однако для вооружения новых реактивных бомбардировщиков перед отечественной оборонной промышленностью была поставлена задача создания короткоствольных пушек с целью их монтажа в подвижных установках скоростных самолетов-бомбардировщиков.
В ОКБ-16 продолжались поиски новых решений. Блестящую идею подал Арон Абрамович Рихтер - создать высокоскорострельную пушку, длина которой равна длине ствола. Работа предполагалась очень большой, поскольку требовалось создание принципиально новой конструкции патрона, а схема автоматической пушки предполагалась "револьверная" с приводом от газоотвода. Подобная идея увлекла конструкторский коллектив ОКБ-16, так как задача состояла из разработки, внедрения в производство и в авиацию дальнего действия 23-мм револьверной автоматической пушки, патрона и звена к ней пушки Р-23 конструкции А.А. Рихтера.
23-мм револьверная одноствольная автоматическая пушка Р-23 спроектированная по барабанной схеме отличалась от "классических" пушек тем, что в ней на один ствол имелось несколько патронников. Наличие вращающегося в плоскости, перпендикулярной оси канала ствола, блока патронников отделенных от нарезной части ствола, позволило совместить по времени несколько операций цикла автоматики. Принципиальная конструктивная схема пушки Р-23 позволила обеспечить наименьшее воздействие воздушного потока на ствол при размещении на подвижных установках, которые предполагалось монтировать на самолетах со сверхзвуковыми скоростями.
Рихтер в конструкции своей пушки впервые в мировой практике осуществил досылание патрона спереди назад, существенно уменьшив, таким образом, длину пушки. Пушка Р-23 отличалась не только уникальной схемой заряжания, но и рядом совершенно новых конструктивных решений для элементов пушки и боеприпасов, не имеющих аналогов в мировой технике оружия. С их помощью была достигнута самая высокая для одноствольной пушки калибра 23 мм скорострельность - 2500 выстр/мин, простота устройства и высокая эксплуатационная надежность.
В результате большого объема работ, проведенных конструкторами ОКБ-16, 23-мм авиационная пушка Р-23 была принята на вооружение в 1963 году. Потенциальные возможности, заключенные в схемных и конструктивных особенностях пушки и боеприпасов Р-23, позволили использовать их в дальнейшем для решения специальных задач, когда Рихтер создал опытный образец пулемета калибра 15 мм с чрезвычайно высокой скорострельностью в 5000 выстр/мин. Работа Рихтера над пушкой Р-23 в 1967 году была удостоена третьей Государственной премии.
В течение десяти последних лет работы в ОКБ-16 Рихтер возглавлял работу в принципиально новых направлениях оружейного дела. В течение этих лет он создал ряд новых типов боеприпасов, существенно расширяющих возможности автоматического оружия и основанных на оригинальных конструктивных решениях; много и настойчиво работал по повышению живучести канала ствола скорострельных пушек и т.п. В качестве обобщения своего многолетнего опыта конструкторской работы Арон Абрамович опубликовал в 1986 году монографию "Логика конструкторского мастерства".
Вклад Рихтера в укрепление обороноспособности нашей страны и его многолетняя работа в ОКБ-16 были отмечены орденом Ленина и многочисленными медалями.
Умер конструктор 19 мая 1988 года в Москве."
(По материалам Сергея Монетчикова, http://www.bratishka.ru/archiv/2007/8/2007_8_17.php)
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Для заинтересованных читателей мы приводим еще несколько широко известных изданий, заслуживших признание профессионалов в качестве "классических" работ о проблемах технического творчества:
А. Рихтер "Логика конструкторского мастерства". 2-е изд., перераб.и доп. М ЦНИИ информации, 1986 г.
Я.З. Миндлин. Логика конструирования. М. "Издательство: Машиностроение":, 1969г
Дж. Диксон Проектирование систем: изобретательство, анализ и принятие решений, издательство "Мир", 1969 г.
Э. Крик. Введение в инженерное дело, М.: "Энергия", 1970
Д. Пойя. Как решать задачу. — М.: "Либроком", 2010.
Эдвард де Боно. Рождение новой идеи. М.: "Изд-во Прогресс", 1976.