Дорогие наши выпускники: А. А. Дорофеев и Ю. К. Баженов

17.04.2014 10:46 Администратор
Печать

altО российских ракетчиках - выпускниках ИМИ.

Тринадцатый по счету испытательный запуск межконтинентальной баллистической ракеты морского базирования "Булава", осуществлен­ный 7 октября 2010 года с борта атомной подводной лодки "Дмитрий Донской", оказался успешным. Как сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу Министерства обороны России, запуск ракеты был произведен из подводного положения в Белом море по полигону Кура на Камчатке. Все боевые блоки ракеты поразили условные цели на полигоне…

Из предыдущих 12 запу­сков "Булавы" только пять были признаны успешны­ми. Двенадцатый запуск ракеты состоялся 9 декабря 2009 года и был неудачным

- из-за производственного брака раздвижное сопло между первой и второй ступенями не сумело вы­йти в штатное положение. Согласно планам Мини­стерства обороны России, после успешного запуска "Булавы", который стал первым испытанием ра­кеты в 2010 году, будут произведены еще два пу­ска ракеты: один - с борта "Дмитрия Донского" и один- с борта штатного носите­ля АПЛ "Юрий Долгорукий" проекта 955 "Борей".

Р-30 "Булава" (ЗМЗО, РСМ-56), разработка ко­торой ведется Московским институтом теплотехники с 1998 года, станет основ­ным вооружением страте­гических АПЛ проекта 955 "Борей". Ракета является трехступенчатой, а ее старт производится в наклонной плоскости, что позволяет производить пуск "Була-вы" в движении под водой. Дальность полета "Булавы" составит около восьми ты­сяч километров. Ракета сможет нести от шести до десяти ядерных блоков индивидуального наве­дения мощностью до 150 килотонн каждый и общей массой до 1,15 тонны.

Это событие с радос­тью было встречено всей ракетной общественнос­тью Удмуртии. Дело не только в том, что ракета "Булава" производится на Боткинском заводе, но и в непосредственном участии инженеров - выпускников нынешнего ИжГТУ в соз­дании морского ракетно-ядерного щита страны.

altТак, длительное время работал заместителем Генерального ♦директо­ра Московского тепло­технического института, а с сентября 2009 года по январь 2010 года исполнял обязанности Генерального директора МИТа выпускник ИМИ 1972 года Александр Алексеевич Дорофеев.

Александр Дорофеев родился 13 мая 1949 года в г. Лозовая Харьковской области. Окончил Ижевский механический институт и вечерний спецфакультет Мо­сковского института управ­ления им. С. Орджоникидзе. В 2001 года прошел обучение в высшей школе "Институт менеджмента и маркетинга" Академии народного хозяй­ства при правительстве РФ.

А. А. Дорофеев как разра­ботчик ракетных вооружений начал свою деятельность в Московском институгетепло-техники в качестве молодого специалиста - инженера-конструктора в 1972 году.

С 1973 по 1986 год рабо-тал в 1-м Главном управ­лении Миноборонпрома CCCR курируя деятельность всех НИИ и КБ главка, а, став начальником отдела, руководил деятельностью Петропавловского завода тяжелого машиностроения, изготавливавшего ракетный комплекс тактического назна-чения "Точка".

С 1986 по 1991 год рабо­тал в Комиссии Президиума Совета министров СССР по военно-промышленным во­просам, где курировал раз­работки стратегического ядерного оружия, являясь от­ветственным исполнителем планово-организационных и организационно-техни­ческих правительственных документов по разработке, производству и разверты­ванию в боевом составе Вооруженных Сил ракет­ных комплексов "Пионер", "Тополь", "Тополь-М", "Ока", "Искандер".

С развалом Совет­ского Союза в 1991 году перешел на работу в Госу­дарственный комитет по оборонным отраслям про­мышленности, где возглавил Главное управление внешне­экономической деятельности оборонно-промышленного комплекса страны.™

В 1997 году был назначен первым заместителем дирек­тора и генерального конструк­тора Московского института теплотехники. На этом посту он внес значительный вклад

в организацию слаженной деятельности кооперации из более 650 предприятий - раз-работчиков и изготовителей систем и изделий ракетного комплекса "Тополь-М".

В настоящее время Дорофеев принимает непосредственное участие в разработке и изготовлении ракетного комплекса морского базирования "Булава" для Военно-морского флота России, успешно проходящего совместные летные испьггания. /"Военно-промыш-

-  ленный курьер" № 19 (285) 20-26.05.2009 г Стр. 04/

Наши земляки также внесли свой вклад в создание подводных кораблей. Созданием атомных подводных лодок для защиты нашей страны от угрозы с морских направлений занимались головные кораблестроительные организации ЦКБ "Рубин", ЦКБ "Малахит", ЦКБ "Лазурит".А всю аппаратуру управления для атомоходов соз­давало НПО "Аврора", где длительное время успешно работал наш земляк, вы­пускник ИМИ (ныне ИжГТУ им. М. Т. Калашникова) Юрий Константинович Баженов.

Автору пришлось, как сейчас говорят, "пересе­каться" с ним, обучаясь в ИМИ, и, работая в ОКБ-9, а. вернувшись после во­енной службы в Ижевск, довелось узнать от общих знакомых, что Ю.К. Баже­нов играл видную роль в создании аппаратуры для управления подводными лодками. Вот что публи­куют ныне в Интернете об организации, в которой работал Ю.К. Баженов.

"Концерн НПО "Авро­ра" сегодня - крупнейший разработчик корабельной автоматики, изготовитель и поставщик аппаратуры управления для боевых надводных кораблей, су­дов обеспечения ВМФ, кораблей на подводных крыльях и воздушной по­душке. За минувшие де­сятилетия НПО пройден большой путь развития и совершенствования кора­бельной автоматизации.Деятельность НПО "Ав­рора" с момента образо­вания в 1970 г. полностью соответствует названию. Как утренняя заря является авангардом дня, так и НПО "Аврора" всегда находится на острие научно-техниче­ского прогресса, внедре­ния в судостроение ин­новационных технологий. Собственно сам профиль деятельности "Авроры"

- разработка систем и ком­плексов управления энер­гетическими установками, движением подводных лодок и надводных кора­блей, а также их оружием

- определяет именно такой вектор развития. И именно коллективом "Авроры" соз­даны уникальные системы управления атомоходов всех четырех поколений.

В активе "Авроры" - ком­плексы управления для не имеющих зарубежных ана­логов десантных кораблей на воздушной подушке "Зубр" и малоэкипажных высокоманевренных под­водных лодок проекта 705. Первые в мировой прак­тике системы управления корабельными интерцеп-торами - тоже достиже­ния конструкторов НПО. Признанием значимости вклада предприятия в за­щиту нашего государства явилось его награждение орденом Октябрьской Ре­волюции в 1981 году".

Юрий Константинович Баженов родился 12 сен­тября 1947 года в селе Карсовай Балезинского района Удмуртской Респу­блики. В 1964 году окончил Карсовайскую среднюю школу и поступил учиться в Ижевский механический институт на Механический факультет на специаль­ность "Стрелковое ору­жие". Проучившись два года, он перешел на спе­циальность "Ракетостро­ение". После окончания ИМИ в 1970 году он был распределен на "Уралмаш" в конструкторское бюро, возглавляемое известным конструктором артилле­рийских систем Героем Социалистического Труда генерал-лейтенантом-ин­женером Ф.Ф. Петровым. Там он занимался проекти­рованием концентрических противооткатных устройств для танковых пушек. Такие противооткатные устрой­ства были новинкой свое­го времени (как сейчас бы сказали - "Ноу-хау").

В 1973 году он переехал в Ленинград и стал рабо­тать во Всесоюзном на­учно-исследовательском институте материалов (ВНИИМат, он же НИИ-13). В связи с требованием военных специалистов об увеличении скорости дви­жения танков, остро встал вопрос по упрочнению основных элементов дви­жителя (гусениц) - траков. Решение этого вопроса было поручено ВНИИМа-ту. Поставленную задачу специалисты института, среди которых был и Ю.К.Баженов, выполнили. Через два года Юрий Константинович перешел на работу в ЦКБ "Аврора" в отдел гидравлического оборудования. В ЦКБ "Аврора" он проработал до конца своей жизни.

Конструкторско-техно-логические разработки внедрялись на строящих­ся глубоководных аппа­ратах, изготавливаемых в Северодвинске и экс­плуатируемых в Североморске. В 1984 году "за самоотверженный труд по выполнению социали­стических обязательств и производственного плана коллектива" имя Ю.К. Ба­женова было занесено на доску Почета предприятия. Свидетельство об этом подписал Генеральный ди­ректор НПО "Аврора" В.В. Войтецкий.

В 1997 году Указом "Президента Российской Федерации Ю.К. Баженову было присвоено звание * "Заслуженный конструктор России" с формулировкой "За создание глубоковод- ных атомных аппаратов".

Успешная работа была замечена руководством, и он был назначен Главным конструктором направления, а затем - заместителем Генерального конструктора по испытаниям. Юрий Константинович лично проверял разработанное ЦКБ "Аврора" на строящихся атомных подводных лодках. Регулярное посещение объектов с атомными энергетическими установками привело к профессиональному заболеванию - у него развилась болезнь легких - альвеолит, от которой он и умер в 2007 году, не дожив до пенсионного возраста.

С. ПАНЧЕНКО, ветеран военной службы, подполковник запаса. Газета "Долг" № 31-32, 2 ноября 2010 г.