А. И. Зайцев: Профессия - ученый (профессор ИжГТУ Ю.П. Демаков).
В духе современных тенденций для начала поговорим ... о деньгах. В свое время у многих советских обывателей было твердое убеждение, что профессорско-преподавательский состав вузов - люди очень состоятельные. Мол, гребут деньги лопатой и вообще все поголовно "купаются в золоте". Во-первых, действительно, заработки известных, ведущих, больших ученых были тогда сравнительно высокими (но таких в любом вузе - меньшинство), а во-вторых, люди пристрастные, без удовольствия оценивая успехи ближнего, обычно склонны преувеличивать.
На самом деле, в общей массе преподавательского состава любого вуза ученых с именем и большим преподавательским стажем было не более 10%. Остальная, основная часть преподавательских кадров вынуждена была довольствоваться весьма скромными заработками, а чтобы достичь "сияющих вершин" вчерашнему аспиранту, даже защитившему кандидатскую диссертацию, надо было приложить немало усилий, а также - пройти через чистилище систематических отборов на заседаниях Ученого совета и т. д.
Собственно, советская система назначения должностных окладов преподавателям вузов была логически вполне разумной и стимулировала стремление специалистов повышать свою педагогическую и научную квалификацию. Применительно к "типичному" молодому специалисту кафедры она выглядела примерно так: вчерашний студент, успешно закончивший вуз, имеющий склонность к научной работе зачисляется на должность ассистента кафедры с окладом около 100 рублей в месяц (средняя по стране зарплата тогда была около 120 рублей, средний заработок рабочего станочника на промышленных предприятиях города - 150-160 рублей). Оклад небольшой и работающий ассистент испытывает вполне понятное желание продолжить свое образование, поступает (не оставляя работу на кафедре) в заочную аспирантуру. После окончания аспирантуры ему назначают оклад в размере от 105 до 125 рублей (в зависимости от вакансий в штатном расписании),- мелочь, но приятно!
Затем наш аспирант успешно защищает кандидатскую диссертацию, ему присваивают ученую степень кандидата наук, но свободных вакансий на должность преподавателя у кафедры может и не быть. Тем не менее, ассистент с ученой степенью имеет уже оклад 175 рублей, вакансия рано или поздно появляется - и наш герой имеет возможность стать старшим преподавателем с окладом в 250 рублей.
По выработке пятилетнего стажа, ученый совет вуза рассматривает на своем заседании отчет преподавателя о его работе и выносит решение, трансформируя его оклад в 280 рублей. Если выясняется, что преподаватель, карманы которого мы выворачиваем, подсчитывая его заработки, хорошо проявил себя не только как ученый, но и как организатор учебного процесса, ему предлагается должность заместителя декана факультета, - в этом случае устанавливается надбавка к зарплате в размере 30% от оклада.
Существовали также надбавки заведующим кафедрами (20%) от оклада, за 15 лет стажа и другие (в 1987 была утверждена новая тарифная сетка, и сравнение стало некорректным...)
На производстве заработок нашего героя не будет расти так быстро, ученый даже без степени имеет отпуск двухмесячный оплачиваемый отпуск и т. д. Оклад директора завода средних масштабов в конце минувшего столетия составлял 330 рублей. Даже у доцента вуза оклад был несколько выше.
Однако, в реальности, житейские расчеты чаще всего убеждали, что научная карьера - дело непростое и отнюдь не такое "выгодное", как кажется. Вспомним: если завод выполнил квартальный план по всем показателям, - директору и всем управленцам полагается квартальная премия (размером от 30 до 50% от оклада). У заводчан частенько бывали премии за экспортные поставки, за освоение и внедрение новой техники и другие. В итоге, зарплата директора нередко возрастала до 800-1000 рублей в месяц. При этом производство - это все-таки нормированный рабочий день, а профессия ученого
требует постоянной самоподготовки, разработки курсов лекций, наконец, педагогических способностей и таланта ...
Так или иначе, даже в те, относительно благополучные для работников высшей школы времена, в науку шло не так уж много выпускников вузов: забот - полно, зарплата- не космических масштабов... Выбор в пользу науки делали те, для кого весомым аргументом "за" был собственно научный интерес, желание заниматься научными исследованиями.
Именно такой "идеалистический" выбор будущего в апреле 1972 года и сделал тридцатилетний радиоинженер Юрий Павлович Демаков и ИжГТУ (тогда - ИМИ) .
Впрочем, Юра Демаков выбрал свой жизненный курс еще в школьные годы и неукоснительно ему следовал.
Родился Юрий Павлович 14 ноября 1943 года, когда чаша весов в ходе страшной войны явно склонилась уже в сторону СССР и его союзников. Всех ужасов великой битвы он, конечно, не мог еще осознать, но узнать "почем фунт лиха" довелось всем детям войны. И в первые послевоенные годы, когда весь советский народ жил в нищете, трудах и голоде, даже в его маленькое село нет-нет, но продолжали приходить с почтой конверты " похоронок"
Как и многие его сверстники, он играл с друзьями в незатейливые ребячьи игры, выполнял несложные сельхозработы, которые требовались семье: в обыкновенном райцентре Воскресенское Горьковской области крестьянских работ, конечно, было не миновать ни взрослым, ни детям.
Мальчик рано научился читать и уже в шесть лет пошел в школу. Наград за школьные труды не получил, но, начиная примерно с шестого класса, увлекся физикой и математикой.
-На уроках физики, - рассказывает Юрий Павлович, - мне особенно нравились лабораторные занятия. Разнообразные физические опыты производили на меня сильное впечатление - притягивание и отталкивание физических тел, электрические разряды и прочее, прочее.
После окончания средней школы юноша работал год в качестве геодезиста одного из управлений главного архитектора в г. Стерлитамак ( Башкирская АССР), а в 1961 году поступил в Петрозаводский университет им. Куусинена на физико-математический факультет на избранную еще в школьные годы специальность: "физика"
В 1966 году по вузовскому распределению молодой физик в течение шести лет работал инженером-исследователем, мастером одного из предприятий лесоперерабатывающего комбината "Запкореллес". Но все это было довольно далеко от любимого предмета и после отработки молодой инженер ... поступает в Ижевский механический институт на должность ассистента кафедры " Технология приборостороения"" Это , пожалуй, и стало его главным и определяющим шагом к науке, желанному предмету будущих исследований.
Родители Юрия Павловича - простые труженики, его семья всегда жила скромно и всякого рода бытовые неудобства и неурядицы, небольшая зарплата начинающего самостоятельный путь ученого, его нисколько не смущали, скорее, переносились спокойно. А вслед за должностью ассистента кафедры начался, пусть и не стремительное, но целеустремленное движение вперед и вверх как по служебной лестнице, так и к научным вершинам и педагогическому мастерству.
Мы беседовали с профессором Демаковым около часа, когда у него выдалось "окно" между лекциями. Час - совсем немного, но и за это время мне стало понятно, почему на лекции этого профессора студентам не нужны настойчивые приглашения. Не секрет, что теперь уже большая редкость - правильная, взвешенная, осмысленная русская речь, и при свободном владении большим словарным запасом, - никаких слов-паразитов" , никаких этих "как бы" или "значит"....Конечно, налицо практика опытного лектора, который десятилетиями оттачивал мастерство точно и доступно излагать сложные понятия.
Представители одного, уже уходящего поколения (оба родились в первой половине минувшего столетия), мы в ходе беседы нашли много общего. Согласились и в основных, не слишком радостных, оценках сегодняшнего состояния российской науки. Попечалились, как это принято, о судьбах родины, которой в последние столетие досталась череда сплошных бед, разорений и неудач. Не считая катаклизмов "общегосударственного" масштаба, мы умудрились наломать дров и в отдельных сферах жизни, в том числе в науке, начиная с причуд академика -шарлатана Лысенко, признания кибернетики лженаукой, "кукуризации" страны и т. д.
Вспоминали мы и о так называемом "японском" чуде, хотя, строго говоря, чуда-то там никакого не было. Пока мы боролись с собственноручно возведенными ветряными мельницами, японцы потихоньку приглядывались и прислушивались ко всему, что происходит в научном мире, оценивали свои ресурсы и тенденции будущего, а все хорошенько взвесив, - взяли твердый курс на развитие приборостроения, и- не ошиблись! Парадокс: Япония стала богатой от своей бедности! Ни территорий, ни ресурсов, страшные потери во Второй мировой, и ошеломляющий результат - налицо!
Однако, несмотря на нынешнее отставание в области приборостроения, по мнению Юрия Павловича, - впадать в уныние и руки опускать не следует:
- Вот атакуют порой наши СМИ информацией: мол, покидают нашу страну молодые ученые. Да, покидают некоторые. А я вот вам с ходу прямо сейчас назову с десяток молодых талантов, которые в недалеком будущем имеют все шансы стать авторами важных изобретений. Всего то и нужно - заинтересовать их, создать хотя бы элементарные условия для исследовательской работы, для лабораторных экспериментов.
На одной из стен профессорского кабинета - целый ряд портретов коллег и друзей Юрия Павловича. Первый- Виталий Александрович Стерхов, друг, коллега, кандидат физико-математичеких наук, настоящий охотник за талантливыми и перспективными научными кадрами. Он, как никто другой, умел их находить (даже в других, далеких городах), уговорить переехать в Ижевск, работать в ИМИ, помогал подобрать дело по душе и способностям. Он же еще в начале 70-х пытался организовать в ИМИ участки микроэлектроники,- пошли бы тогда по этому пути, добились бы разительных успехов... Увы, не случилось!
В 2008 году профессору Ю. П. Демакову исполнилось шестьдесят пять. Возраст почетный, но для ученого, отнюдь, не критический .Тем более, что стареть и отдыхать никак не позволяет его огромная рабочая нагрузка.
Демаков читает лекции по курсу "электрорадиоэлементы" для восьми групп вечернего и заочного отделений, ведет занятия на кафедре "Проектирование радиоаппаратуры". Много времени и усилий уходит на выполнение многогранных обязанностей декана приборостроительного факультета - на эту должность Юрий Павлович назначен в июне 1993 года. Консультирует аспирантов, читает лекции для ижевских ИТР по линии общества "Знание"...
Научная карьера профессора сложилась традиционно: кандидатскую диссертацию Юрий Павлович защитил в Ленинградском физико-техническом институте имени А. Иоффе в марте 1977 года. В сентябре 1979-го стал доцентом кафедры "Проектирование радиоаппаратуры", в сентябре 1993 го - профессором кафедры "Радиотехника". Ю. П. Демаков- обладатель пяти авторских свидетельств на изобретения,
автор более 60 научных и методических работ, в том числе, и двух солидных книг: "Радиотехнические материалы"(1997 г.) и "Компоненты электронных схем" (1999 г. ) Министерством образования обе книги рекомендованы студентам радиотехнической специальности в качестве учебников.
Сам Юрий Павлович, наделенный чувством юмора, этими томами не кичится: "Приборостроение сейчас развивается как никогда бурно, за всеми новинками уследить трудно. Так что, мои книги кое в чем, возможно, уже и устарели. Но, с другой стороны, настоящему специалисту они полезны - нельзя же осваивать высшую математику без таблицы умножения..."
Дети Демаковых давно выросли, обзавелись потомством, живут отдельно своими семьями... Но, как и у всякого человека, для которого жизнь и работа - синонимы, свободного времени у профессора не прибавилось. Для хобби, спорта и даже тщательной заботы о здоровье его почти не остается. Он не бегает по утрам трусцой, не посещает по расписанию массажные салоны, правда, редкие часы отдыха с удовольствием отдает своему садовому участку - тут и физический труд, и свежий воздух, и природа... От дачного поселка, где находится домик профессора, до полноводной Камы - меньше километра. В крестьянских трудах помогает Юрию Павловичу верная спутница жизни, подруга и великая труженица жена Валентина Ивановна. На дачу профессор ездит регулярно, невзирая на погоду, за рулем собственного автомобиля - тоже всегда сам.